Наш адрес:

248001, г.Калуга,
ул. Ленина, д. 74
Тел.: 57-51-09
схема проезда

Мы открыты:

режим работы


  Баннер




 

Баннер

Баннер Баннер
Баннер Баннер



БаннерБаннер


28 сентября в 17.00 - путешествие в удивительный мир школы Хогвартс                                      

                                                       

                     

«Ваш ребёнок идёт в школу»


В каждом доме, где растёт хотя бы один ребёнок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.
Школа даёт ученику значительный багаж знаний и умений, но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Известно, что от родителей зависит очень многое: вся учебно-воспитательная деятельность в школе не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями. Именно они должны стать лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса. В школе лучше исключить две поведенческие «модели» родителей: в качестве «провинившегося ученика» и в качестве «обвинителя». Необходимо присутствие третьей «модели»: родители с адекватным поведением, предполагающим взаимопонимание родителя и учителя на благо ребёнку. Самый внимательный учитель не в состоянии уследить за усвоением учебного материала каждым учеником. Он может уловить слабости, но полностью их устранить в силах только родители.

Ваш ребёнок идёт в этом году в школу. Готов ли ребёнок к школе? Когда надо начинать готовить его к школьному обучению? Какую школу выбрать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей будущих первоклассников.


Как узнать, готов ли Ваш ребенок к школе?

Если ребенок хочет идти в школу чтобы заняться важным, социально одобряемым делом, изучать новое, значит, у него есть мотивационная готовность.

Если ребенок способен к произвольному поведению, может действовать в соответствии с правилами, а не с сиюминутным желанием, значит, волевая сфера у него развита. Такой ребенок сможет понять и усвоить новые правила школьной жизни.

Поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей


1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:
• 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
• 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
• 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!


Как выбрать школу для своего ребёнка?

Сегодня, когда появилось множество специализированных школ и гимназий, выбор школы для своего ребенка становиться не простым делом. Школы пока не занимаются рекламированием предоставляемых ими основных и дополнительных услуг, и родители вынуждены пользоваться слухами и мнениями своих знакомых, родственников или соседей. Вот несколько советов.
• Чаще родители стараются выбрать школу попрестижнее, но при этом забывают об очень важном моменте: поинтересоваться мнением своего ребенка. А ведь учиться предстоит ему, а не семье. Дело в том, что, не советуясь с ребенком по поводу выбора школы, в которую он пойдет, мама и папа тем самым, фактически, снимают с него ответственность за результаты обучения в этой школе.
• Поэтому ребенок должен непосредственно участвовать в определении школы, где он будет учиться, а родителям необходимо очень доступно рассказать ему о возможных вариантах его обучения, их достоинствах и недостатках. Таким образом, они дадут ребенку понять, что в делах, касающихся его, он сам принимает решения, и несет ответственность за свой выбор. Возможно, мальчику очень нравиться математика, а не иностранный язык, который папа начал изучать, планируя поступить исключительно в английскую школу. Многие дошкольники хотели бы учиться в той же школе, что и их старшие братья или сестры, или вместе с детьми, с которыми они ходили в детский сад. И если ребенок категорически заявляет, что пойдет в первый класс только вместе с другом Мишкой или Вовкой, то не нужно уверять его в том, что учиться каждый сам и для себя.
• А еще, если малыш с трудом переносит поездки в транспорте или с трудом просыпается по утрам, лучше отказаться от мысли возить его в школу, отвечающим самым высоким требованиям, но расположенную очень далеко от дома. Все ее преимущества будут перечеркнуты утренними депрессиями, которые очень скоро перерастут в нежелание учиться. Идеально, когда малыш сможет уже через неделю – две добираться до школы сам. Это позволит выкроить время для игр и отдыха, так необходимых маленьким ученикам.
• А узнать о возможностях и достоинствах ближайших школ вы можете в отделе образования администрации вашего района.

Портфель для первоклассника

Еще совсем недавно казалось, что школа далеко впереди … и вот лишь несколько месяцев остается до начала нового учебного года. И особенно много хлопот в семьях, в которых ребенок первый раз в своей жизни переступает порог школы. Символом грядущих перемен для каждого первоклассника является его новенький школьный портфель или ранец. Именно о нем несколько наших заметок.

• Не стоит лишать малыша возможности лишний раз полюбоваться на себя с красивым ранцем за спиной. Он любим ребенком, как залог превращения. Эти переживания сродни переживаниям невесты, когда она примеряет свадебное платье.

• Очень важно, чтобы ребенок не только примерял его, а еще и освоил пространство портфеля – все его отделения, кармашки и застежки. Иначе первые 20 минут урока будут регулярно оборачиваться для него поисковой экспедицией в портфельные недра.

• Даже если вы – разумный родитель и приобрели малышу портфель, отделения которого поддаются счету, а замки открываются без секретного шифра, простой инструкции «Здесь у тебя лежат тетрадки, а здесь карандаши» – недостаточно. Лучше, чтобы маленький первоклассник сам определил, что и где у него будет лежать, а также потренировался несколько раз класть и доставать вещи из школьной сумки.

• Постарайтесь не гнаться за всякими достижениями технического прогресса в области канцелярии и отказаться от пеналов со встроенным будильником или говорящих калькуляторов, которые как мины взрываются именно в тот момент, когда учитель с большим трудом добился в классе тишины. Пенал должен быть прост в обращении и компактен, чтобы не занимать половину рабочей поверхности парты.

• Очень важно, также объяснить ребенку, что портфель - это символ школьной жизни, и игрушкам без разрешения взрослых вход туда запрещен. Всегда существует опасность, что игрушки будут использованы не только на переменах, но и во время урока, что чревато осложнениями отношений с учителем.

• А еще не забудьте о небольшом рулончике туалетной бумаги. К сожалению, на какие бы культурные рубежи не выходили наши школы по уровню преподавания иностранного языка, туалетная бумага в школьных туалетах никогда себя не обнаруживала. А если в какой-нибудь школе такое новшество и заведется, так туда водят делегации со всей России, как в музей. Поэтому для первоклассника школьный туалет серьезное испытание и если уж невозможно избавить малыша от этого стресса, то требуется его хотя бы смягчить.

Советы врача родителям первоклассников

Как правильно собрать ребенка в школу, знает не каждый взрослый, вот несколько полезных советов:

  • Пустой ранец не должен быть тяжелым: детям можно носить груз, не превышающий 10% собственного веса, таким образом, пустой ранец должен весить 500-800 грамм.
  • Чтобы детей хорошо было видно на дороге, желательно купить ранец, на передней стороне которого, по бокам и на ремнях имеются светоотражающие значки – дополнительная защита на дорогах.
  • У ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку малыша. При этом не забудьте, что ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота должна быть не более 30 см.
  • Одна из важных характеристик ранца - удобство: сумка не должна давить, а ремни врезаться или впиваться в плечи.
  • Пусть ранец будет снабжен удобными мягкими лямками, равномерно распределяющими груз. Лямки и ремешки должны обязательно регулироваться с тем, чтобы ранец одинаково удобно надевался и на легкое платье, и на пуховую куртку.
  • В хорошем ранце несколько отделений и карманов – тогда ребенок сможет аккуратно, в определенном порядке раскладывать свое богатство.
  • Все швы – внутренние и внешние – на ранцах и пеналах должны быть тщательно обработаны, в противном случае порезов на руках не избежать.
  • Не рекомендуется сильно нагружать рюкзак. Тяжелые рюкзаки при неправильном ношении могут испортить осанку ребенка.

Необходимо позаботится и об обуви ребенка. Обувь малыша должна быть удобной, высота каблука 5-10 мм, высота платформы 3,8-4,3 мм для кожи и 4,5-5,0 мм для пористой резины. Обувь лучше приобретать кожаную, с достаточно гибкой подошвой и обязательно с жестким задником.

Последние дни перед школой

Согласитесь, что, сколько бы ни было в вашей взрослой жизни сентябрей, самым памятным будет этот, когда ваш ребенок впервые переступил порог школы.
• Постарайтесь в последние дни лета создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня, несмотря на суматоху связанную с приготовлением к школе.
• Не говорите ребенку: «школа – это серьезно», «Игры закончились, теперь ты будишь учиться, и обязательно хорошо, потому что с двоечниками никто не дружит». Такими словами можно внушить ребенку не чувство ответственности, а страх и неуверенность в собственных силах.
• Напомните ребенку, сколько он уже знает и что он умеет делать. Ребенок должен поверить, что учиться - это безумно интересно, и он обязательно со всем справиться.
• Подарите вашему первокласснику будильник и никогда не опаздывайте по утрам в школу. Ребенок почувствует себя неловко, будет думать, что виноват.
• А чтобы избежать стресса и перегрузки первоклассника, особенно важно организовать правильный режим дня, в котором обязательно должны быть моменты его прежней жизни: игры, прогулки и мультфильмы.
• Не допрашивайте малыша с пристрастием, как дела в школе и что он делал. Может, ему хочется прийти домой и посидеть в тишине, забыв обо всем на свете. А если сам рассказывает взахлеб – обязательно выслушивайте его с интересом.
• Не подгоняйте его. Не требуйте результатов и ни в коем случае не сравнивайте успехи (или неудачи) своего ребенка с чьими бы то ни было. У него все еще впереди.

Ваш мальчик не овладеет как следует дурными привычками, если вы не пошлете его в хорошую школу. (Гектор Хью Манро)

Первоклассник

Учебный год начался. Мальчишки и девчонки постепенно привыкают и адаптируются к школьному распорядку, к школьным нагрузкам и требованиям. В данной ситуации, как и во многих других - от родителей требуется поддержка и помощь. Ведь без этого детям будет труднее освоиться и достичь желаемых результатов. По мнению психологов, адаптационный период у первоклассников длится от двух до шести месяцев. Все очень индивидуально. Но самый сложный период - это сентябрь. Ребенку открывается совершенно новый мир. И восприятие его требует колоссальных усилий.

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников

  • Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  • Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  • Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  • Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  • Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  • Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  • Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
  • Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  • Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается)- необходимы.
  • В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»
  • Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  • Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  • Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  • Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим такие слова 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Советы мамочке

  • Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети.
  • Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным.
  • Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги.
  • Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками.
  • Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым.
  • Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.
  • Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что-нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится.
  • Не мучайтесь, если что не можете сделать для своего ребёнка, но мучайтесь, если можете, но не делаете.
  • Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребёнку то, что не хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
  • Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!

Умейте хранить чужие секреты.

  • Никогда не используйте откровенность ребёнка в своих целях, не пересказывайте сокровенных историй другим людям – это для него страшная обида.
  • Старайтесь уважительно относиться к друзьям детей. Они очень ценят, когда родители считаются с их выбором.
  • Помните, что откровенность часто приходит в ответ на откровенность.

Как выходить из конфликтов?
Научите ребёнка в спорах пользоваться мирными приёмами.

  • Сосчитать до десяти, чтобы «остыть».
  • Сказать «перестань, пожалуйста».
  • Постараться обсудить проблему.
  • Извиниться.
  • Продолжить разговор или игру, как ни в чём небывало.
  • Уйти, не вступая в споры.
  • Поиграть в другую игру.
  • Начать всё сначала.

Попробуйте придумать несколько ситуаций и предложить ребёнку сделать выбор: как поступить? Разыграйте несколько вариантов вместе с ним. Эта игра поможет ребёнку как бы «подняться над ситуацией» и воспринять её менее эмоционально.

Как помочь ребёнку научиться УЧИТЬСЯ?

Перед малышами стоит множество задач, которые они должны решать практически одновременно. Войти в новый коллектив, усидеть на месте несколько часов подряд, научиться слышать «голос учителя», концентрироваться на выполнении разных задач и упражнений.

Серьёзная ответственность в этот период ложится на родителей.

Учителя любят шутить – «в первый класс обычно идет вся семья…»

Действительно – только любовь, терпение, понимание, спокойствие мамы и папы помогут семилетке легко и безболезненно наработать навыки настоящего отличника.

Совет№1

Огромную роль в учебном процессе играет учитель. Поэтому родителям важно поддерживать учительский авторитет всеми способами, даже, если у родителей иная (часто субъективная) точка зрения на обучение их единственного - любимого и ненаглядного чада. Внимательно наблюдайте за поведением маленького школьника, много разговаривайте с ним и помогайте привыкнуть к учительнице. Не стоит в присутствии ребенка оценивать педагога. Треугольник «первоклассник – родители – учитель» обязательно должен быть «равносторонним». Каждый день бывайте в школе и следите за успехами и неудачами. Таким образом, вы не допустите появления конфликта между малышом и школой.

Совет№2.

Учебная нагрузка в школе должна быть адекватна для вашего ребенка. Особенно это касается обучения в гимназиях и классах с углубленным изучением отдельных предметов. Малыш с трудом переносит отставание от одноклассников, поэтому родительские амбиции должны быть обоснованны.

Совет№3.

Следите за режимом дня первоклассника. Маленьким детям сложно понять школьные правила и учебные законы. Ребенок не умеет следить за временем, забывает что-то постоянно, либо относится к мелочам слишком серьезно. Постарайтесь выстроить режим дня так, чтобы там было место и для игр дома и на улице. Часто семилетки, кроме школы занимаются спортом, ходят в музыкальную или художественную школу. Обязательно выделяйте часы «ничегонеделанья», когда первоклассник предоставлен своим любимым занятиям и не должен никуда торопиться.

Совет№4.

С самого первого дня очень внимательно относитесь к выполнению домашних заданий. Это важная родительская задача – объяснить необходимость работы дома. Обучение без усилий невозможно. Поощряйте любой успех ребенка. Таким образом, культивируйте уважительное отношение к школе и учебе.

Совет№5.

Помогите ребенку подружиться с одноклассниками, если по какой-то причине он не может сделать это самостоятельно. Устройте выезд на природу, пригласите детей в гости на придуманный праздник (День Сладкоежки, Осеннее варенье или День цирка). Детям легче пережить каждодневный стресс, если в классе будут хорошие друзья.

Совет№6.

К сожалению, переход к школьной деятельности застает врасплох именно родителей, а сменный режим (хотя первоклассники учатся чаще всего в первую смену) бывает неудобен для работающих мам и пап. Приходится брать отпуск, либо договариваться о сотрудничестве с бабушками и дедушками. Постарайтесь позаботиться об этом заблаговременно, чтобы не оставлять маленького ученика одного, особенно в первые недели.

Воспитание детей - сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных - добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство - это хорошая школа жизни.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

Лопатина Л.А. Рекомендации родителям в период подготовки детей к школе, советы семье будущих первоклассников./ Л.А.Лопатина, Е.Л.Назарова.– Курган: Главное управление образования курганской области, ГОУ «Центра психолого-медико-социального сопровождения», 2008..

Перейти на главную


© Калужская областная
детская библиотека, 2013


расширенный поиск