«Калужская областная детская библиотека»
(ГКУК КО «КОДБ»)
Основана в 1954г.
Наш адрес:
248001, г.Калуга,ул. Ленина, д. 74
Тел.: (4842)57-51-09
Email: KRLC@adm.kaluga.ru схема проезда
Мы открыты:
режим работыhttps://www.traditionrolex.com/14
Беркутова Анна Викторовна
Кто дарит знания и свет
ПОДГОТОВКА
Оформляется книжная выставка по теме мероприятия.
Можно подготовить экспозицию, посвященную педагогам: их портреты,
высказывания и т. п.
Понадобятся:
• компьютер, экран, проектор;
• аудиозапись школьного звонка;
• видеозапись фильма «Республика ШКИД» (реж. Г.И. Полока, 1966 г.);
• костюмы для Косаря, Виктора Николаевича, Цыгана;
• сувениры для участников.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Библиотекарь, Ведущий, Рассказчик, Косарь, Цыган, Виктор Николаевич
ученики 8-го класса
(Звенит школьный звонок. Появляются Библиотекарь и Ведущий.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте, друзья! Сегодня, 5 октября, отмечается Всемирный день учителей, и все педагоги принимают поздравления от своих учеников.
ВЕДУЩИЙ: Русский писатель и драматург А.П. Чехов однажды мудро заметил: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело».
БИБЛИОТЕКАРЬ: И он, безусловно, прав. Преподаватель — это не только человек, который учит мальчишек и девчонок решать математические примеры, писать без ошибок, знать все столицы мира и рисовать прекрасные картины. Это ещё и мудрый наставник, который поможет найти свой путь, сделать правильный выбор, объяснит, что надо поступать честно, не причиняя зла другим.
Не зря советский поэт М.А. Светлов сказал, обращаясь к молодому поколению: «Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой...» Думаем, у каждого из нас есть такой учитель.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, а помните, какие эмоции вы испытали, когда совсем маленькими робкими первоклашками зашли 1 сентября в свой класс? Кто встретил вас? Какие слова сказал ваш самый главный, первый учитель? Поделитесь! Я думаю, что эти воспоминания яркие, как букеты осенних цветов, которые вы принесли с собой...
(Ребята отвечают, идёт обсуждение. Как вариант, можно попросить участников заранее подготовить небольшие выступления или презентации, посвященные любимым педагогам.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Большое спасибо! Ребята, время летит очень быстро. Пройдёт ещё несколько лет, и вы закончите школу. Мы хотим, чтобы вы никогда не забывали своих педагогов и были благодарны им. А когда у вас будет время, загляните в школу, поделитесь с любимой учительницей вашими успехами и достижениями. Поверьте, она будет радоваться вместе с вами, а если возникнут трудности, не стесняйтесь спросить совета. Уверены, учитель вам не откажет!
ВЕДУЩИЙ: И сегодня мы бы хотели начать наше мероприятие с разговора о... писателях! Да-да, не удивляйтесь — многие известные литераторы зарабатывали на жизнь преподаванием: при дворе императора, в престижных университетах или сельских школах.
Давайте вспомним тех, кто проводил время не только за письменным столом над рукописью, но и у школьной доски, делясь знаниями с учениками.
ПИСАТЕЛИ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ
БИБЛИОТЕКАРЬ: Будущий баснописец И.А. Крылов в 1797 г. познакомился с князем СМ. Голицыным, и тот пригласил его в своё имение в качестве учителя. У молодого человека было хорошее образование, он великолепно знал итальянский, играл на скрипке. Детям князя Иван Андреевич преподавал основы русской словесности, иностранные языки, давал уроки музыки, а в свободное время писал пьесы.
Они так нравились князю, что тот включил их в репертуар домашнего театра. В некоторых сценках главную роль играл сам Крылов. Когда к власти пришёл император Александр I и Голицына определили на службу в Лифляндию, писатель последовал за ним. А выйдя в отставку, Крылов полностью посвятил себя написанию басен, принёсших ему всемирную известность.
ВЕДУЩИЙ: Поэт В.А. Жуковский больше 25 лет служил в царской семье. Сначала он поступил на должность чтеца к императрице Марии Фёдоровне, затем преподавал русский язык принцессе Шарлотте, а позже стал наставником наследника престола, будущего императора Александра П. Василий Андреевич сам собрал для цесаревича библиотеку, разработал план обучения и распорядок дня.
Однажды наставник даже организовал для любознательного Александра поучительное путешествие по России. Жуковский приглашал к мальчику известных учёных, а на уроках использовал данные императорских архивов. Василий Жуковский всегда открыто выступал за отмену крепостного права и идеи свои доносил до будущего императора. Возможно, влияние наставника сыграло не последнюю роль во внутренней политике Александра II.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Педагог-новатор Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ и сам обучал грамоте крестьянских ребятишек. Писатель много путешествовал, изучал образовательные системы других стран. В его школе в Ясной Поляне ученикам давали свободу — в классе можно было сидеть где угодно, делать уроки. В любое время дети могли пойти домой, но часто, увлечённые беседами, они засиживались с учителями допоздна.
Сам Толстой преподавал старшим воспитанникам математику, физику, историю. На его занятиях ребята писали сочинения, лучшие из них потом зачитывали и обсуждали в классе.
Давать уроки Лев Толстой продолжал до конца жизни. Свои задумки и методики он описывал в педагогическом журнале «Ясная Поляна». В 1872 г. литератор издал «Азбуку» — четырёхтомник с былинами, баснями, загадками для учеников и методическими советами для преподавателей.
ВЕДУЩИЙ: Фольклорист П.П. Бажов в 1907-1913 гг. преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище, а затем в духовном училище Камышлова. Воспитанники его просто обожали: он всегда говорил спокойно, а наказывал редко. На литературных вечерах в училище педагогам в знак расположения раздавали цветные бантики из ярких тканей, и у Павла Бажова подобных «знаков отличия» скапливалось больше, чем у других наставников.
Подопечные с радостью помогали литератору собирать материал для его сказов: на каникулах записывали пословицы и загадки. Да и сам Павел Петрович времени зря не терял: в свободное время путешествовал по уральским деревням и слушал старинные предания.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Поэт И.Ф. Анненский посвятил учительской стезе почти всю жизнь. Этот выбор был скорее вынужденный — ему нужно было содержать жену и двоих детей, а литературных гонораров не хватало. Иннокентий Фёдорович преподавал древние языки и русскую словесность в гимназии Я. Г. Гуревича.
Современники вспоминали, что больше всего его увлекала Античность. Анненский перевёл русский пьесы Еврипида, ставил трагедии Софокла, обучал их подопечных греческому языку.
Позже Иннокентий Фёдорович работал директором Царскосельской Николаевской гимназии. Одним из его знаменитых учеников был Н.С. Гумилёв. Однажды будущего знаменитого поэта хотели отчислить за неуспеваемость, но Анненский вступился за него, I Николая в качестве наказания : ставили на второй год. Спустя 10 лет работы Анненского уволили: он заступался за гимназистов, которые участвовали в политических выступлениях. Ещё через два года поэта пригласили читать лекции по истории древне-греческой литературы на Высшие историко-литературные курсы Н.П. Раева.
ВЕДУЩИЙ: Друзья, во многих литературных произведениях мы можем увидеть образы педагогов — ласковых или строгих, внимательных, разумных, честных и стремящихся, чтобы их ученики стали людьми с большой буквы и никогда не совершали дурных поступков. От стараний и таланта педагога зависит не только интерес к учёбе, но и взгляды ребят на жизнь. Благодаря чуткости и внимательности учителя мальчишки и девчонки учатся ценить дружбу и верить в себя.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Одно из самых ярких произведений об учителях воспитанниках — повесть «Республика ШКИД», написанная молодыми авторами Григорием Белых и Леонидом Пантелеевым в 1927г. Это произведение рассказывает о жизни беспризорных детей в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского, сокращённо ШКИД.
ВЕДУЩИЙ: Известный советский прозаик М. Горький одним из первых откликнулся на книгу. Он признавался: «...Я очень ценю людей, которым судьба с малых лет нащёлкала по лбу и по затылку. Вот недавно двое из таких написали и напечатали удивительно интересную книгу... Авторы — молодые ребята, одному 17, а другому, кажется, 19 лет, а книгу они сделали талантливо, гораздо лучше, чем пишут многие из писателей зрелого возраста. Для меня эта книга — праздник, она подтверждает мою веру в человека, самое удивительное, самое великое, что есть на земле нашей».
Позже Горький писал своему другу, прозаику С.Н. Сергееву-Ценскому об авторах повести: «Это — не вундеркинды, а удивительные ребята, сумевшие написать преоригинальную книгу, живую, весёлую, жуткую. Фигуру заведующего школой они изобразили монументально. Не преувеличиваю».
БИБЛИОТЕКАРЬ: Да, завшколой, Виктор Николаевич Сорокин, или Викниксор, как его прозвали шкидовцы, действительно персонаж запоминающийся! В повести мы можем найти такое его описание: «Грозные брови, пенсне на длинном носу и волосы ёжиком. Начало педагогической деятельности Виктора Николаевича уходило далеко в глубь времён.
О днях своей молодости он всегда вспоминал и рассказывал с любовью. Воспитанники боялись его, но скоро изучили и слабые стороны. Он любил петь и слушать песни. Часто, запершись во втором этаже в зале, он садился за рояль и начинал распевать на всю школу «Стеньку Разина» или «Дни нашей жизни»...»
ВЕДУЩИЙ: Виктор Николаевич, руководитель и основатель школы имени Достоевского, был личностью незаурядной. В своих подопечных — малолетних преступниках, неграмотных и асоциальных подростках, живших по законам тюрьмы и улиц, — он смог зародить желание учиться, раскрыть свои таланты и стать полноценными членами общества.
Талантливый педагог приучил мальчишек к ответственности, поощрял творчество: некоторые его ученики неплохо рисовали и даже писали стихи. Сам он был честен, открыт, умел прощать и проявлял милосердие. И много беседовал с ребятами.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Кстати, прообразом Викниксора был реальный человек — знаменитый педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский.
Помимо преподавательской деятельности он написал несколько книг, в которых раскрыл свои идеи. В 1966 г. киностудия «Лен-фильм» выпустила экранизацию повести «Республика ШКИД», где роль Викниксора блестяще сыграл актёр Сергей Юрский. Давайте посмотрим фрагмент картины.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, мы приготовили для вас небольшой сюрприз — сценку по мотивам пьесы «Республика ШКИД».
(Библиотекарь и Ведущий встают у кулис.)
Сценка «Юный поэт»
(Выходят Рассказчик, Виктор Николаевич, Косарь и несколько ребят, изображающих шкидовцев.)
РАССКАЗЧИК: Однажды Виктор Николаевич Сорокин, любитель всего нового и оригинального, зашёл в класс к шкидовцам и мягко, по-отечески заговорил с ними...
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: Что, друзья, скучаете?
УЧЕНИКИ (вместе): Скучаем...
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: Нехорошо. Надо чем-то занять себя. У меня как раз идея появилась. Школа наша расширяется, и я решил, что пора нам газету издавать.
КОСАРЬ: Идея-то неплохая, Виктор Николаевич, да вот только мы не умеем.
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: Не беда! Я буду вам помогать. А сейчас давайте обсудим, какой вы хотели бы видеть вашу газету.
(Виктор Николаевич, ученики и Косарь, что-то обсуждая, уходят.)
РАССКАЗЧИК: Задача оказалась трудной. Никому из шкидовцев не хотелось за неё браться — больно сложно. Однако завшколой идею не оставил. Каждый вечер в маленькой канцелярии дробно стучала пишущая машинка. Это готовился руками самого Викниксора первый номер газеты. И однажды к нему подошёл новенький по прозвищу Цыган.
(На сцену выходит Виктор Николаевич, а за ним робко идёт Цыган, держа в руке лист со стихотворениями.)
ЦЫГАН: Ну как, Виктор Николаевич, будет наша шкидовская газета или нет?
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: Конечно, будет, Коля!
РАССКАЗЧИК (в зал): ...Учитель всегда называл ребят исключительно по имени...
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: Она и готова уже почти. Только, брат, материалов маловато. Приходится самому писать.
ЦЫГАН: Да, это плохо...
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: Знаешь, я уже название придумал и даже пробовал сам заголовок нарисовать, только не вышло пока — умения не хватает. Но зато весь номер уже перепечатан, только уголок заполнить осталось. Я пробовал стихи написать.
ЦЫГАН (удивлённо): Вы?!
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: Да. Я же, Коля, когда-то был гимназистом и сочинял недурно. Помню, сам Александр Блок мне завидовал. Слышал о таком авторе?
ЦЫГАН: Конечно. Он поэму «Двенадцать» написал. Я читал её.
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: Замечательно. А мы с ним в гимназии за одной партой сидели и часто в свободное от занятий время стихи писали. И посвящали их, конечно же, своим дамам сердца! И так у меня складно порой выходило, что Блок мне завидовал! А сейчас я сел сочинять и не могу — разучился, наверное...
ЦЫГАН: Понятно... А я ведь с вами, Виктор Николаевич, как раз об этом и хотел поговорить... Понимаете, я тоже сочиняю...
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: Так это же просто замечательно!
ЦЫГАН: Я принёс показать вам несколько своих стихотворений... Посмотрите?
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: Конечно!
(Цыган отдаёт Виктору Николаевичу лист со стихотворениями. Тот внимательно читает и одобрительно кивает головой.)
Недурно... очень недурно, Коля! Молодец!
ЦЫГАН: Там есть одно, как раз посвященное выходу нашей газеты...
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ: Вот его-то я и напечатаю в первом номере. Ты не против?
ЦЫГАН (обрадованно): Конечно, нет! Я очень рад, что мои стихи вам понравились!
(Цыган и Виктор Николаевич уходят.)
РАССКАЗЧИК: Вскоре все шкидовцы любовались первым номером школьной газеты. Ребята разглядывали заголовок, разрисованный цветными карандашами, читали статейки о методах воспитания в ШКИДе. Но больше всего их удивили стихи, подписанные «Ник. Громоносцев». Они даже сперва не поверили, что их приятель Цыган, который на самом деле звался Николаем Громоносцевым, может писать так складно. Газета «Ученик произвела большое впечатление, а Цыган стал «национальные поэтом» и гордостью ШКИДы. (Уходит.)
(Звенит школьный звонок. Библиотекарь и Ведущий возвращаются на сцену.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Вот такое занятие придумал для своих учеников Виктор Николаевич Сорокин. Кстати, издавать газету ушкидовцам очень понравилось, а вскоре в штате появился ещё один талант — юный художник по прозвищу Янкель... Но об этом
друзья, вы можете прочитать сами. (Указывает на книжную выставку.)
ВЕДУЩИЙ: Друзья, а сейчас мы предлагаем вам принять участие в викторине, которая посвящена школьной тематике. Слушайте вопросы внимательно — некоторые из них с подвохом! Не кричите с места. Если знаете ответ, поднимайте руку.
ВИКТОРИНА «ЗВОНОК НА УРОК»
Библиотекарь и Ведущий задаёт вопросы. Ребята отвечают, правильные варианты получая сувениры.)
Вопросы
1. Как отвечает ученик на вопрос, который, по его мнению,
ранее не был объяснён учителем? («Это мы не проходили».)
2. Как называется временной интервал между каникулами? (Четверть, триместр.)
3. Чего больше всего ждут ученики на уроке? (Звонок на перемену.)
4. Что ставят в журнал и дневник? (Оценки.)
5. Какая «одежда» должна быть у всех учебников и тетрадей аккуратного ученика? (Обложки.)
6. В 1790 г. французский механик и живописец Н. Конте изобрёл то, чем пользуются сейчас не только все школьники, но и студенты, представители технических профессий и деятели искусства. О каком предмете идёт речь? (О простом карандаше. Конте предложил помещать графитные стержни в деревянную оболочку.)
7. Разновидность какого чертёжного инструмента называют «козьей ножкой»? (Циркуля.)
8. Чем обычно запрещено пользоваться на уроках математики? (Калькулятором.)
9. Назовите фамилию английского промышленника XVIII в., в честь которого названа бумага для черчения и рисования. (Ватман.).
10. Что бывает трудовой, финансовой, воинской и школьной? (Дисциплина.)
11. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
12. Какую жажду должны испытывать все ученики? (Жажду знаний.)
13. Какую твёрдую породу суждено грызть каждому школяру? (Гранит, так как они «грызут гранит науки».)
14. Какой лес «вырастает» в классе на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились? (Лес рук.)
15. Какой документ вручают по окончании средней школы? (Аттестат.)
16. Каким веществом натирали дощечки для письма в школах Древней Греции? (Воском.)
17. Что, согласно русской пословице, является «матерью учения»? (Повторение.)
18. С какой школьной принадлежностью иногда сравнивают внезапно сильно побледневшего человека? (С мелом.)
ВЕДУЩИЙ: Большое спасибо, ребята! Вы успешно справились с нашими вопросами.
(Звенит школьный звонок.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Вы слышите, друзья, прозвенел звонок. А это значит, что наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что вам было интерес но и вы узнали много нового — об учителях и писателях, их добрых и отзывчивых сердцах.
ВЕДУЩИЙ: Желаем вам оставаться такими же любознательными и, конечно же, читать побольше добрых и мудрых книг.
БИБЛИОТЕКАРЬ: А если вы хотите познакомиться с произведениями, героями которых являются педагоги, приглашаем вас к книжной выставке! (Проводит обзор экспозиции, предлагая ребятам взять и прочитать понравившиеся издания.)
(Мероприятие можно завершить просмотром фильма об учителях, например картины «Уроки французского» или «Доживём до понедельника».)
https://www.traditionrolex.com/14
детская библиотека, 2013