Наш адрес:

248001, г.Калуга,
ул. Ленина, д. 74
Тел.: 57-51-09
схема проезда

Мы открыты:

режим работы


  Баннер




 

Баннер

Баннер Баннер
Баннер Баннер



БаннерБаннер


28 сентября в 17.00 - путешествие в удивительный мир школы Хогвартс                                      


ГКУК КО «Калужская областная детская библиотека»

приглашает учеников 1-8 классов на занятия по информационной грамотности.

Вы можете выбрать любую из предложенных тем или посещать все занятия по программе.

тел. 57-51-09, 57-52-42


Информационная грамотность как основа современного информационного процесса

Программа для учащихся 1-8 классов

2014-2015 учебный год



«Информационная грамотность как основа современного информационного процесса»

Это программа библиотечных занятий для учащихся 1-8 классов. Специфика овладения информационной грамотностью состоит именно в том, что это фактически приобретение навыков непрерывного обучения. Принципиальную роль здесь играет не знание тех или иных фактов и сведений, а умение ставить и решать информационные задачи:

• умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи;

• умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации;

• умение сформулировать собственное отношение к этой информации;

• умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать её посредством подходящих информационных (в том числе компьютерных) технологий;

• умение применять полученную информацию для принятия решений.

Цели и задачи проекта:

• Формирование «читателя «информационного века», информационного общества

• Развитие у детей и подростков основных информационных умений и навыков.

• Активизация познавательного интереса.

• Развитие психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия информации.

• Развитие на основе информационных знаний, умений, навыков коммуникативных и креативных способностей читателя.

• Приобщение ребёнка с самых юных лет к книге, к посещению библиотеки.

• Формирование у учащихся представления о самообучении как особом виде информационного процесса привитие умений применять библиотечно-библиографические знания при изучении различных учебных предметов и в общественной деятельности.

В программу библиотечных занятий включён минимум необходимой информации; предусмотрены практические занятия для закрепления полученных знаний. Программа носит рекомендательный характер и может быть изменена.

Поправки в программу вносятся ежегодно в связи с принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта, внедрением технических инноваций, а также востребованностью той или иной темы у педагогов и учащихся.

В настоящее время программа состоит из шестнадцати занятий: по два в каждом классе (одно в полугодие) плюс два дополнительных на выбор в 4-х и 8-х классах и один урок в 9-м классе.

Формы проведения занятий: беседы, лекции–презентации, обзоры книг, периодических изданий и сайтов, консультации, тренинги-практикумы, творческие занятия, библиографические игры, познавательные викторины, кроссворды, занятие по ИЗО, виртуальные путешествия, квест-выставки, онлайн-тестирование и другие.

Программа для учащихся 1-8 классов

2015/2016 учебный год

1 класс.

ПОДДАННЫЕ КОРОЛЕВЫ КНИГИ.

1 занятие. Экскурсия.

Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжкиным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Как записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг)? Основные правила пользования библиотекой.

Формы проведения: рассказ, игра-путешествие, беседа-просмотр наиболее красочных изданий книг для детей.

Сентябрь-декабрь.

2 занятие. Знакомство с книгой.

Бережное отношение к книге. Ознакомление с правилами обращения с книгой. Кто работает над книгой? Основные элементы книги.

Формы проведения: рассказ, презентация, игра-практикум.

Январь-май.

Отдел культурной и просветительской работы

2 класс.

ТАЙНЫ КНИЖНЫХ СТРАНИЦ.

1занятие. Газеты и журналы для детей младшего школьного возраста.

Новости со всей планеты. Понятия «газета» и «журнал», «статья», «заметка», «журналист», «корреспондент», «редакция». Премьера лучших детских журналов и газет: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Клепа», «Тошка», «Филя», «Барби», «Винни-Пух», «Жили-были» и т.д.

Формы проведения: беседа, презентация, выставка периодических изданий.

Сентябрь-декабрь.

Отдел культурной и просветительской работы

2 занятие. Роль и значение иллюстрации в книге.

Знаменитые иллюстраторы детских книг: Маврина Т., Конашевич В., Лебедев В., Пахомов Ю., Токмаков Л., Васнецов Ю., Билибин И. и др.

Формы проведения: рассказ, беседа-презентация, занятие по ИЗО.

Январь-май.

Отдел литературы по искусству

3 класс.

Я И КНИГА

1 занятие. Выбор книг в библиотеке.

Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг.

Рекомендательные списки литературы.

Формы проведения: беседа, рассказ, экскурсия-консультация по абонементу.

Сентябрь-декабрь.

Отдел библиотечного абонемента

2 занятие. Первые энциклопедии, словари, справочники.

Обучение пользованию справочной литературой. Структура энциклопедий, справочников, словарей. Тематические словарики: выделение общих признаков - алфавитное расположение материала, алфавитный указатель.

Формы проведения: беседа-презентация, выставка-просмотр, познавательная викторина.

Январь-май.

Отдел культурной и просветительской работы

4 класс.

КЛЮЧИ ОТ ЗНАНИЙ.

1 занятие. Компьютер в библиотеке.

Использование компьютера в библиотеке. Первое знакомство. Как найти сведения о книге по электронному каталогу. «Моя первая библиотека».

Формы проведения: беседа-консультация, практикум.

Сентябрь-декабрь.

Отдел библиотечного абонемента

2 занятие. Выбор научно-познавательной литературы.

Научно-популярная литература, её отличительные свойства и признаки, функциональные возможности. Основные жанры и виды: очерки, документальные повести, публицистические произведения. Серии книг по естественным наукам и технике, особенности их чтения, методика использования в обучении. Работа с текстом.

Отражение литературы в систематической картотеке статей, в электронном каталоге.

Форма проведения: компьютерная презентация, лекция-обзор, библиографическая игра-викторина.

Январь-май.

Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа

5 класс.

Я И МОЙ КРАЙ.

НОВЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ В МИРЕ КНИГ И ЖУРНАЛОВ.

1 занятие. Краеведческая литература в библиотеке.

Понятие о краеведческой литературе и её назначение, жанровое и тематическое разнообразие. Справочная литература по краеведению.

Калужские писатели – детям.

Формы проведения: лекция-обзор, компьютерная презентация.

Сентябрь – декабрь.

Отдел библиотечного абонемента. Краеведение

2 занятие. Периодические издания для младших подростков.

Информирование о разнообразии прессы. Методика её использования. Привитие устойчивого интереса к систематическому чтению периодических изданий. Создатели газет и журналов, основные жанры (репортаж, заметка, статья, очерк, интервью), расположение материалов. Справочный отдел последнего номера в году. Использование материалов периодики в учебном процессе. Премьера ведущих журналов «Пионер», «ДЭ», «А почему?» и др.

Формы проведения: беседа – просмотр, обзор, компьютерная презентация.

Январь – май.

Отдел культурной и просветительской работы

6 класс.

ПОИСКИ И НАХОДКИ.

1занятие. Справочная литература.

Тематическое разнообразие энциклопедических изданий. Тематические словари, посвящённые разным областям человеческой жизни и деятельности: политические, терминологические, философские, исторические, орфографические, толковые, словари синонимов, образования слов русского языка, иностранных слов.

Формы проведения: беседа-консультация, презентация, библиографическая игра-викторина.

Сентябрь – декабрь.

Отдел культурной и просветительской работы

2 занятие. Мир Интернета. Лучшие сайты для детей. Электронные энциклопедии и справочники.

Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет как информационный ресурс. Лучшие интернет-сайты для детей. Безопасный Интернет.

Формы проведения: беседа-консультация, лекция-презентация, виртуальное путешествие.

Январь-май.

Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа

7 класс.

ПРОКЛАДЫВАЕМ КУРС В КНИЖНОМ МОРЕ.

1 занятие. Выбор научно-познавательной литературы.

Понятие о научно-познавательной литературе, её назначение, жанровое и видовое разнообразие научно-познавательной литературы в помощь учёбе, методы работы с ней.

Научно-познавательные темы для подростков. Основные жанры и виды: очерки, документальные повести, публицистические произведения, мемуары. Специфика книг по естественным наукам и технике, особенности их чтения, методика использования в обучении. Серии научно-познавательных книг. Связь научно-познавательной литературы со школьной программой. Отражение литературы в электронной базе данных.

Форма проведения: лекция-обзор, тренинг, игра-путешествие.

Сентябрь – декабрь.

Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа

2 занятие. Информационно-поисковая система в библиотеке: традиционная и перспективная.

Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Книжные выставки. Рекомендательные списки литературы. Электронные ресурсы.

Формы проведения: лекция-презентация, беседа-диалог, тренинг-практикум.

Январь – май.

Отдел библиотечного абонемента

8 класс

УЧЕНИК НАУКИ.

1 занятие. Научно-исследовательская деятельность школьников.

Закрепление и дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы с книгой. Поиск информации, ее обработка, оформление. Информация в Интернете. Правило трёх источников. Авторское право. Подготовка и оформление рефератов, докладов и других письменных работ.

Формы проведения: консультация, компьютерная презентация, практикум.

Сентябрь-декабрь.

Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа

2 занятие. Краеведческая литература в фонде библиотеки.

Справочно-поисковый аппарат по краеведческой литературе. Местные периодические издания и работа с систематической картотекой статей по краеведению. Справочная литература краеведческого характера.

Формы проведения: лекции, обзор, компьютерная презентация.

Январь-май.

Отдел библиотечного абонемента. Краеведение

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ.

4 класс.

Полезный и безопасный Интернет. Виртуальное путешествие по лучшим сайтам для детей. Страна Вебландия.

Форма проведения: беседа, обзор сайтов, виртуальное путешествие.

Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа

8 класс.

Мир Интернета. Полезный и безопасный Интернет. Социальные сети. Интернет-зависимости. Проблема достоверности информации. Авторские права. Лучшие сайты для подростков.

Форма проведения: лекция, упражнения-тренинги, обзор сайтов, виртуальное путешествие.

Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа

8-9 класс.

Путь в будущее.

Литература о выборе жизненного пути, выбор профессии. Справочная, научно-познавательная и другая литература для старших подростков.

Форма проведения: беседа-презентация, обзор книг, тестирование.

В течение года.

Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа

.

В последние годы каждое занятие обогащено новыми формами подачи материала. Кроме теоретической части занятий, включающей беседы, лекции–презентации, обзоры, консультации, значительно изменена и расширена их практическая часть. Практические формы включают тренинги-практикумы, библиографические игры, познавательные викторины, кроссворды, виртуальные путешествия, выставки-квесты, онлайн-тестирование и др. Меняется и содержание многих занятий.

В 2014 году внесены изменения в занятие для 4-го класса «Выбор научно-познавательной литературы» путем включения практической работы с научно-познавательным текстом, так как Федеральный государственный образовательный стандарт, требует от школьников начальных классов умения работать с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения научно-познавательной литературы. Часть занятия направлена на формирование этого умения.

Внесены изменения в занятие для 8-го класса «Научно - исследовательская деятельность школьников». Больше внимания уделяется Интернету как источнику информации. Поднимаются вопросы о достоверности информации, авторском праве. Правила использования интернет-источника разбираются на конкретных примерах. Рассматривается весь путь работы над рефератом: от поиска и правил заимствования информации до оформления библиографических ссылок на источник.


Перейти на главную


© Калужская областная
детская библиотека, 2013


расширенный поиск