«Калужская областная детская библиотека»
(ГКУК КО «КОДБ»)
Основана в 1954г.
Наш адрес:
248001, г.Калуга,ул. Ленина, д. 74
Тел.: (4842)57-51-09
Email: KRLC@kaluga.ru схема проезда
Мы открыты:
режим работы
ГКУК КО «Калужская областная детская библиотека»
приглашает учеников 1-8 классов на занятия по информационной грамотности.
Вы можете выбрать любую из предложенных тем или посещать все занятия по программе.
тел. 57-51-09, 57-52-42
Информационная грамотность как основа современного информационного процесса
Программа для учащихся 1-8 классов
2014-2015 учебный год
«Информационная грамотность как основа современного информационного процесса»
Это программа библиотечных занятий для учащихся 1-8 классов. Специфика овладения информационной грамотностью состоит именно в том, что это фактически приобретение навыков непрерывного обучения. Принципиальную роль здесь играет не знание тех или иных фактов и сведений, а умение ставить и решать информационные задачи:
• умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи;
• умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации;
• умение сформулировать собственное отношение к этой информации;
• умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать её посредством подходящих информационных (в том числе компьютерных) технологий;
• умение применять полученную информацию для принятия решений.
Цели и задачи проекта:
• Формирование «читателя «информационного века», информационного общества
• Развитие у детей и подростков основных информационных умений и навыков.
• Активизация познавательного интереса.
• Развитие психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия информации.
• Развитие на основе информационных знаний, умений, навыков коммуникативных и креативных способностей читателя.
• Приобщение ребёнка с самых юных лет к книге, к посещению библиотеки.
• Формирование у учащихся представления о самообучении как особом виде информационного процесса привитие умений применять библиотечно-библиографические знания при изучении различных учебных предметов и в общественной деятельности.
В программу библиотечных занятий включён минимум необходимой информации; предусмотрены практические занятия для закрепления полученных знаний. Программа носит рекомендательный характер и может быть изменена.
Поправки в программу вносятся ежегодно в связи с принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта, внедрением технических инноваций, а также востребованностью той или иной темы у педагогов и учащихся.
В настоящее время программа состоит из шестнадцати занятий: по два в каждом классе (одно в полугодие) плюс два дополнительных на выбор в 4-х и 8-х классах и один урок в 9-м классе.
Формы проведения занятий: беседы, лекции–презентации, обзоры книг, периодических изданий и сайтов, консультации, тренинги-практикумы, творческие занятия, библиографические игры, познавательные викторины, кроссворды, занятие по ИЗО, виртуальные путешествия, квест-выставки, онлайн-тестирование и другие.
Программа для учащихся 1-8 классов
2015/2016 учебный год
1 класс.
ПОДДАННЫЕ КОРОЛЕВЫ КНИГИ.
1 занятие. Экскурсия.
Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжкиным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Как записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг)? Основные правила пользования библиотекой.
Формы проведения: рассказ, игра-путешествие, беседа-просмотр наиболее красочных изданий книг для детей.
Сентябрь-декабрь.
2 занятие. Знакомство с книгой.
Бережное отношение к книге. Ознакомление с правилами обращения с книгой. Кто работает над книгой? Основные элементы книги.
Формы проведения: рассказ, презентация, игра-практикум.
Январь-май.
Отдел культурной и просветительской работы
2 класс.
ТАЙНЫ КНИЖНЫХ СТРАНИЦ.
1занятие. Газеты и журналы для детей младшего школьного возраста.
Новости со всей планеты. Понятия «газета» и «журнал», «статья», «заметка», «журналист», «корреспондент», «редакция». Премьера лучших детских журналов и газет: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Клепа», «Тошка», «Филя», «Барби», «Винни-Пух», «Жили-были» и т.д.
Формы проведения: беседа, презентация, выставка периодических изданий.
Сентябрь-декабрь.
Отдел культурной и просветительской работы
2 занятие. Роль и значение иллюстрации в книге.
Знаменитые иллюстраторы детских книг: Маврина Т., Конашевич В., Лебедев В., Пахомов Ю., Токмаков Л., Васнецов Ю., Билибин И. и др.
Формы проведения: рассказ, беседа-презентация, занятие по ИЗО.
Январь-май.
Отдел литературы по искусству
3 класс.
Я И КНИГА
1 занятие. Выбор книг в библиотеке.
Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг.
Рекомендательные списки литературы.
Формы проведения: беседа, рассказ, экскурсия-консультация по абонементу.
Сентябрь-декабрь.
Отдел библиотечного абонемента
2 занятие. Первые энциклопедии, словари, справочники.
Обучение пользованию справочной литературой. Структура энциклопедий, справочников, словарей. Тематические словарики: выделение общих признаков - алфавитное расположение материала, алфавитный указатель.
Формы проведения: беседа-презентация, выставка-просмотр, познавательная викторина.
Январь-май.
Отдел культурной и просветительской работы
4 класс.
КЛЮЧИ ОТ ЗНАНИЙ.
1 занятие. Компьютер в библиотеке.
Использование компьютера в библиотеке. Первое знакомство. Как найти сведения о книге по электронному каталогу. «Моя первая библиотека».
Формы проведения: беседа-консультация, практикум.
Сентябрь-декабрь.
Отдел библиотечного абонемента
2 занятие. Выбор научно-познавательной литературы.
Научно-популярная литература, её отличительные свойства и признаки, функциональные возможности. Основные жанры и виды: очерки, документальные повести, публицистические произведения. Серии книг по естественным наукам и технике, особенности их чтения, методика использования в обучении. Работа с текстом.
Отражение литературы в систематической картотеке статей, в электронном каталоге.
Форма проведения: компьютерная презентация, лекция-обзор, библиографическая игра-викторина.
Январь-май.
Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа
5 класс.
Я И МОЙ КРАЙ.
НОВЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ В МИРЕ КНИГ И ЖУРНАЛОВ.
1 занятие. Краеведческая литература в библиотеке.
Понятие о краеведческой литературе и её назначение, жанровое и тематическое разнообразие. Справочная литература по краеведению.
Калужские писатели – детям.
Формы проведения: лекция-обзор, компьютерная презентация.
Сентябрь – декабрь.
Отдел библиотечного абонемента. Краеведение
2 занятие. Периодические издания для младших подростков.
Информирование о разнообразии прессы. Методика её использования. Привитие устойчивого интереса к систематическому чтению периодических изданий. Создатели газет и журналов, основные жанры (репортаж, заметка, статья, очерк, интервью), расположение материалов. Справочный отдел последнего номера в году. Использование материалов периодики в учебном процессе. Премьера ведущих журналов «Пионер», «ДЭ», «А почему?» и др.
Формы проведения: беседа – просмотр, обзор, компьютерная презентация.
Январь – май.
Отдел культурной и просветительской работы
6 класс.
ПОИСКИ И НАХОДКИ.
1занятие. Справочная литература.
Тематическое разнообразие энциклопедических изданий. Тематические словари, посвящённые разным областям человеческой жизни и деятельности: политические, терминологические, философские, исторические, орфографические, толковые, словари синонимов, образования слов русского языка, иностранных слов.
Формы проведения: беседа-консультация, презентация, библиографическая игра-викторина.
Сентябрь – декабрь.
Отдел культурной и просветительской работы
2 занятие. Мир Интернета. Лучшие сайты для детей. Электронные энциклопедии и справочники.
Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет как информационный ресурс. Лучшие интернет-сайты для детей. Безопасный Интернет.
Формы проведения: беседа-консультация, лекция-презентация, виртуальное путешествие.
Январь-май.
Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа
7 класс.
ПРОКЛАДЫВАЕМ КУРС В КНИЖНОМ МОРЕ.
1 занятие. Выбор научно-познавательной литературы.
Понятие о научно-познавательной литературе, её назначение, жанровое и видовое разнообразие научно-познавательной литературы в помощь учёбе, методы работы с ней.
Научно-познавательные темы для подростков. Основные жанры и виды: очерки, документальные повести, публицистические произведения, мемуары. Специфика книг по естественным наукам и технике, особенности их чтения, методика использования в обучении. Серии научно-познавательных книг. Связь научно-познавательной литературы со школьной программой. Отражение литературы в электронной базе данных.
Форма проведения: лекция-обзор, тренинг, игра-путешествие.
Сентябрь – декабрь.
Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа
2 занятие. Информационно-поисковая система в библиотеке: традиционная и перспективная.
Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Книжные выставки. Рекомендательные списки литературы. Электронные ресурсы.
Формы проведения: лекция-презентация, беседа-диалог, тренинг-практикум.
Январь – май.
Отдел библиотечного абонемента
8 класс
УЧЕНИК НАУКИ.
1 занятие. Научно-исследовательская деятельность школьников.
Закрепление и дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы с книгой. Поиск информации, ее обработка, оформление. Информация в Интернете. Правило трёх источников. Авторское право. Подготовка и оформление рефератов, докладов и других письменных работ.
Формы проведения: консультация, компьютерная презентация, практикум.
Сентябрь-декабрь.
Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа
2 занятие. Краеведческая литература в фонде библиотеки.
Справочно-поисковый аппарат по краеведческой литературе. Местные периодические издания и работа с систематической картотекой статей по краеведению. Справочная литература краеведческого характера.
Формы проведения: лекции, обзор, компьютерная презентация.
Январь-май.
Отдел библиотечного абонемента. Краеведение
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ.
4 класс.
Полезный и безопасный Интернет. Виртуальное путешествие по лучшим сайтам для детей. Страна Вебландия.
Форма проведения: беседа, обзор сайтов, виртуальное путешествие.
Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа
8 класс.
Мир Интернета. Полезный и безопасный Интернет. Социальные сети. Интернет-зависимости. Проблема достоверности информации. Авторские права. Лучшие сайты для подростков.
Форма проведения: лекция, упражнения-тренинги, обзор сайтов, виртуальное путешествие.
Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа
8-9 класс.
Путь в будущее.
Литература о выборе жизненного пути, выбор профессии. Справочная, научно-познавательная и другая литература для старших подростков.
Форма проведения: беседа-презентация, обзор книг, тестирование.
В течение года.
Отдел справочно-информационной работы и удалённого доступа
.
В последние годы каждое занятие обогащено новыми формами подачи материала. Кроме теоретической части занятий, включающей беседы, лекции–презентации, обзоры, консультации, значительно изменена и расширена их практическая часть. Практические формы включают тренинги-практикумы, библиографические игры, познавательные викторины, кроссворды, виртуальные путешествия, выставки-квесты, онлайн-тестирование и др. Меняется и содержание многих занятий.
В 2014 году внесены изменения в занятие для 4-го класса «Выбор научно-познавательной литературы» путем включения практической работы с научно-познавательным текстом, так как Федеральный государственный образовательный стандарт, требует от школьников начальных классов умения работать с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения научно-познавательной литературы. Часть занятия направлена на формирование этого умения.
Внесены изменения в занятие для 8-го класса «Научно - исследовательская деятельность школьников». Больше внимания уделяется Интернету как источнику информации. Поднимаются вопросы о достоверности информации, авторском праве. Правила использования интернет-источника разбираются на конкретных примерах. Рассматривается весь путь работы над рефератом: от поиска и правил заимствования информации до оформления библиографических ссылок на источник.